Высокочувствительные дети

Мой блог / Просмотр публикации

Когда я заканчивала ВУЗ, меня интересовала тема детей с СДВГ. Существующие на тот момент теории меня прямо сказать смущали. Наука настаивала, что диагноз врожденный. Практика показывала, что просто наблюдая поведение ребенка, изучая его ЭЭГ и любые объективные показатели, нельзя отличить ребенка с преобретенной и врождённой гиперактивностью. Только сбор анамнеза, искусственное исключение детей из неблагополучной социально-психологической обстановки помогает примерно выделить детей из группы врождённых. Но это все является ценным для медицины, тк помогает принять решение о подборе препаратов (в теории). 

Что же касается психологической практики, картина выглядит немного по-другому. Есть дети, которые с рождения сильнее реагируют на малейшие стимулы, имеют проблемы с отходом ко сну, с трудом удерживают внимание (по сравнению с ровесниками) на деятельности, которая не вызывает у них сильного интереса, требует от них усилий. Это все - описание "дано" как в задачке. Задачка и для медика, и для психолога имеет одинаковые вводные. Но для врача важно, чем это все может обернуться (с тз неврологии), а для нас - что делать, чтобы и ребенку, и его родителям было максимально хорошо с тз псиологии. 

Есть ряд рекомендаций, которые касаются психологической гигиены, которые не сделают ребенка гарантированно "таким как все"(хотя в некоторых случаях и такой вариант возможен), но сделает его максимально спокойными и внимательным, минимально агрессивным, импульсивным, плаксивым и неуправляемым. И максимально и минимально относительно возможностей конкретного ребенка. Итак, вот эти рекомендации:

- режим. Стабильные периоды бодрствования и время отхода ко сну, позволяют избежать переутомления. Включение в режим регулярных мероприятий - ритуалов, которые предваряют отход ко сну (например, купание в теплой воде, чтение сказки), помогают переключиться мозгу на более подходящий для сна ритм. 

- минимализация стресса. Стресс вызывают и новые впечатления, и перегрузка информацией, а также конфликты в семье, требования, которые ребенку не под силу выполнить (в силу возраста и особенностей развития), перегрузка запретами и требованиями, которые соответствуют его возрастным особенностям, громкие звуки, яркий свет, компьютерные игры и просмотр телевизора, а также недостаточная физическая подвижность! (Не удобно или негде проявлять физическую активность, что можно компенсировать прогулками). Кроме этого причиной хронического стресса являются неадаптивные способы поведения (в следствие воспитания или психологической травмы). Здесь же будет и формирование адекватной системы поощрений, запретов и наказаний.

- также на нервную систему в целом влияет недостаток солнечного цвета (и Вит Д), витаминов группы Б, других витаминов и микроэлементов. 

У каждого ребенка свой уровень стрессоустойчивости. Высокочувствительные дети - это дети, которые часто переходят грань переутомления и испытывают избыточный стресс при появлении малейшего стимула. Причем, причиной может быть не только особенность нервной системы, но и накопившейся хронический стресс (от малейшего стимула возникает эффект последней капли). 

При обращении с подобными симптомами, первым делом организуется работа с родителями и снижение бытового стресса (и количества развивашек, как бы это было тяжело для родителей). 

Деструктивные поведенческие стереотипы отрабатываются в игровой форме с 5 лет (менее эффективно с 3). 

Уже в 3 года можно учить регулировать свои эмоции с помощью дыхательных упражнений (доступность этого навыка зависит от готовности и заинтересованности ребенка). 

Вопросы с регуляцией эмоций и поведения, формирования эмпатии к сверстникам, эмоционального интеллекта крайне важно решать с 5 до 10 лет. Позже многие дети могут отказаться от формирования данных навыков в связи с возрастным нигилизмом и сформировавшимся негативным представлением о себе (как неуправляемом, вспыльчивом, равнодушном к чужим эмоциям). Но заниматься данным вопросом можно начинать в любом возрасте. 

И напоследок: первое, что нужно сделать - это принять особенности ребенка и свою родительскую судьбу такой, какая она есть. Научится не сравнивать.

Теги: Дети, СДВГ, высокочувствительные, детские неврозы
Комментарии
Петров Сергей Викторович
Кириллова Софья Григорьевна писал(а):
И напоследок: первое, что нужно сделать - это принять особенности ребенка и свою родительскую судьбу такой, какая она есть. Научится не сравнивать
Хорошо сказано, согласен
№1 | 3 января 2019
Ушаков Всеволод Олегович
Спасибо за статью! Действительно, весьма сомнительный диагноз
№2 | 3 января 2019
Александра Смирнова
Благодарю за статью.
№3 | 3 января 2019
Виктория Николаевна Митькина
Большое спасибо за статью!!
№4 | 4 января 2019
[ добавить комментарий ]