Кириллова Софья Григорьевна Психолог, Психология материнства-детства

Суицидальное поведение

Мой блог / Просмотр публикации

 Россия, по некоторым данным, находится на третьем месте по количеству самоубийств на 100 000 населения в мире. 

С точки зрения теории суицидологии, рискованное поведение, в т.ч. экстремальное вождение является разновидностью нарушений, суицидальных наклонностей. В таком контексте, проблема в России выглядит еще хуже.


Известен вклад генетики в вероятность развития депрессии. Но пуском все равно будут социальные влияния, причем начинающиеся с детства (и не только из семьи, но и из сада и младшей школы).
 
Давно забытые закономерности формирования коллектива пора бы вспомнить. Именно проблемы в адаптации в малой группе (среди сверстников у подростков) являются одним из компонентов развития депрессивных и суицидальных тенденций. Также на фоне оторванности от группы, неспособности интегрироваться возникают и мизантропия, и негативное отношение к сверстникам.

Взрослый такие проблемы может решить участвуя в коммуникативных тренингах, для части людей достаточно участвовать в коллективных мероприятиях, но лучше сочетать их с психотерапией. 

Навыки коммуникации с группой формируются в детстве. Детям в детском саду  и начальной школе поможет педагог. К сожалению, современное педагогическое образование включает идею "За все отвечает семья". Возникает иллюзия, что если ребенок не может вписаться в коллектив, если задирается или становится постоянно жертвой травли, то это недоработка родителей. Да, родители могут быть причастны к каким-то особенностям ребенка (особенно задиры), а могут и нет. Но научить взаимодействую в группе может только тот взрослый, который находится в этой самой группе - педагог. Он должен и вмешиваться в конфликты, не позволяя развиваться стереотипу "Кто сильнее, тот и прав", учить договариваться (при этом защищая свои интересы, а не просто все отдавая), а также вовлекать всех детей в коллективные виды деятельности, и обучая совместной сюжетно-ролевой игре, играм с правилами. 


 
Проблема профилактики профессионального выгорания педагогов (также как и врачей, полиции, госслужащих, пожарных и т.д.) крайне негативно сказывается на выполнении трудовых обязательств! И тут надо отметить, что кроме психологической помощи, влияние оказывают и уверенность в завтрашнем дне, и понимание, что нужно делать, чтобы быть хорошим специалистом (и руководство "не надает по ушам"), но также и конкретные требования к психологической гигиене в отношениях с детьми - это вопросы к системе образования! Отношения с педагогом детей травмируют очень часто! Регулировать отношения в коллективе между детьми у педагога часто нет мотивации (и обязанность этим заниматься редко где прописана, а следовательно не осознанна). 
 
Необходимо оказывать психологическую помощь  подросткам с учетом того, что для выявления депрессии и суицидального риска, а также для работы с этими группами нужна специальная подготовка психолога: владение навыками диагностики и психотерапии (доказана эффективность КПТ). Частью терапии дрлна быть профессиональная ориентация, помощь в осознании своих сильных и слабых сторон.

Надо понимать, что подростков с такими проблемами много. Это свойственно возрастному периоду (и усугубляется особенностями текущего исторического периода). И выход именно в том, чтобы школьные психологи с ними работали, имея соответствующую подготовку! При этом на данный момент, психолого-психиатрическая помощь таким детям оказывается только с согласия родителей (или с санкции органов опеки), психотерапия невозможна при отсутствии согласия самого подростка. 




Кроме того, родителям многих трудных детей нужна не консультативно-образовательная помощь, а тоже психотерапия (а иногда и лечение, социальная адаптация). Этот момент полностью уходит из внимания современной системы. Мы ждем, что все люди, из групп риска сами обратятся за помощью. 

Сложным вопросом является и вопрос обращения в органы опеки в случае, когда родители отказываются проводить экспертизу трудного ребенка. Возникает вопрос о лишении таких родителей родительских прав. Тем временем изъятие из семьи не признанно на государственном уровне психотравмирующим фактором. Изъятие не должно осуществляться без экспертизы, которая покажет, что минусы изъятия перекрываются плюсами. При этом на данный момент если сотрудники опеки не будут категоричны, оставят в семье ребенка, который попал в их поле зрения, но он совершит противоправные действия, или в его адрес такие действия будут совершены, то эти сотрудники будут нести ответственность. Тем временем, такие явления не смогут исключить на 100% ни в одной семье даже специалисты-психологи(у специалистов органов опеки чаще юридическое образование). И не существует критериев оценки, на которые органы опеки могли бы опираться. 


Не решенной является и проблема госпитализации людей с депрессиями. Они попадают в стационар в одно отделение с тяжелыми душевнобольными, и вынуждены соблюдать ограничения, которые не требуются в их состоянии.

Есть проблема стигматизации. Люди боятся обращаться даже к психологам, а тем более психиатрам, отказываются от госпитализации даже в тяжелом случае. Страшит постановка на учет.

Не решена проблема прохождения медкомиссии для военкомата или выдачи оружия людям с депрессиями.

Решение данных вопросов требует и широких профессиональных дискуссии, и пересмотра некоторых стандартов. От активности профессионального сообщества зависит их решение. И будем надеяться на осознание этих проблем на государственном уровне.

Теги: подросток, суицид, депрессия, опека, школьный психолог, родители
Комментарии
Олег Мирошниченко
Софья, спасибо за статью! Действительно, ни во времена СССР, ни в постсоветский период не было создано системы качественной психологической подготовки педагогов и лиц, работающих с людьми. Скорее вся работа вела к негативному отношению к психологии. И сейчас даже от молодых людей, можно услышать - а что я пойду к психологу, я что псих? Один знакомый подросток на полном серьезе говорит, что он немного "того", потому, что его водили к психотерапевту в детстве (сняли энурез за один сеанс). Подготовка в институтах сводилась к изучению теоретической части, да и сейчас наверное так же. Может быть стоит задуматься не только психологам, но и родителям об этой теме и обсудить ее, вывести на уровень государства? Вызовы времени то серьезные, подростки начинают стрелять и взрывать бомбы.
№1 | 1 ноября 2018
Анна Первая
Согласна, что нужно вносить изменения в "1. Закон об образовании (ответственность педагогов за воспитание, в первую очередь ребенка как части коллектива, профилактика травли), 2. Профстандарт для школьного психолога"Давайте изучать и вносить поправки..
№2 | 2 ноября 2018
Roadrash biker
Хорошо, что вы все эти проблемы видите и понимаете.
№3 | 11 декабря 2018
Сергей Давиденко
Да, согласен, желательно в раннем возрасте отслеживать тенденции проблем в социализации.
№4 | 18 декабря 2018
[ добавить комментарий ]